Зарождение образования на Руси началось тогда, когда князь Владимир Святославович начал проводить крещение всего народа. Кроме того, имя именно этого князя было указано в летописи, как основателя первой школы в Киевской Руси. Своим указом он повелел в дворянских и боярских семьях собрать всех детей и отдать их в школы для обучения книжному делу.
Созданная князем Владимиром школа имела название «Книжное училище», и являлась настоящим дворцовым учебным заведением, где обучали не только грамоте и другим наукам. В такой школе обучалось около 300 учеников, и все они были разбиты на группы, в каждой из которых преподавал свой учитель.
Проводить обучение в школе во время правления князя Владимира могли только мальчики. Считалось, что мужчины должны быть более подкованы в общении, а девушкам — будущим домохозяйкам, знать грамоту было совсем не обязательно.
В эпоху Петра I изучение науки и искусства в школах началось по-новому. Открылась первая школа в г. Киеве по систематическим наукам, которые сам царь назвал новым шагом в образованности каждого человека. Учителя преподавали такие предметы как грамматика и латинский язык.
Именно с эпохой Петра I историки связывают значительные преобразования в образовательной сфере, где открываются не только школьные учреждения, но и новые училища, а так же лицеи…
А теперь вернёмся в наше время…
С 1994 года Россия отмечает «всемирный День учителя!» эта дата выпала на 5 октября. К такому знаменательному и профессиональному празднику, в Зейском краеведческом музее 2 октября состоялось открытие выставки под названием «С любовью к Вам учителя!». На выставке представлена история ныне существующих школ города, а так же рассказы о таких учителях как: Эрна Петровна Лакстигал, Зоя Александровна Максимова, Евгений Тихонович Казанцев и других педагогов, стоявших не только у истоков формирования педагогических коллективов, а так же о мастерах и профессионалах которые любят своё дело и отдают себя с полна!
1 комментарий
Немного дополню информацию. Образование, в самом начале исторического пути, было доступно только элите — детям «дворянских и боярских семей». Фактически, о массовости образования говорить не приходилось. Немного погодя, когда при Петре I в России была создана Академия наук (1724г.), обучались в ней сугубо иностранцы, на иностранном языке, когда как русским доступ в неё был закрыт.
Об этом, спустя много лет писал Дмитрий Иванович Менделеев:
источник
Действительно массовым и без разделения элит и не элит, образование становится только после революции 1917 года и, как институт, в своём развитии достиг своего пика в 70…80-х прошлого века. Затем начались лихие 90-е и всё пошло по пути деградации. Тот факт, что школа отстранилась от воспитания детей, а реформам нет конца, доказывает, что фраза «хочешь победить врага — воспитай его детей» по сей день актуальна — Запад и Европа не хотят видеть Россию сильной страной. Наша страна имеет огромный созидательный потенциал, который не может раскрыться из-за постоянного давления как изнутри, так и извне.
Путь просвещения, как института образования в России, действительно тернист. Мы сможем наблюдать ещё множество помех на пути к достойному и правильному образованию наших поколений. Учителям и наставникам хочу пожелать быть людьми разумными и понимать, что в ваших руках находится судьба России и её будущих поколений. Не будьте слепыми проводниками Западных и Европейских ценностей — у России свой путь.