Выставка «Страна Эвенкия» к 135-летию села Бомнак.

В 2024 году исполняется 135 лет со дня основания села Бомнак, расположенного на севере Зейского района, на берегу Зейского водохранилища.  Оно появилось в 1889 г., когда золотоискатели облюбовали красивый берег у реки Бомнак.  По одной из версий, Бомнак образовался как перевалочная база, через которую к старателям доставлялись по р. Зее на Сугджарский и Унья – Бомский прииски грузы, инвентарь, продукты, одежда и другие необходимые предметы быта. По другой версии село сформировалось как метеопост, открытый 19 июня 1909 г. М.И. Сумгиным.

В Бомнаке проживают представители коренных народов Севера – эвенки.  Это одна из многочисленных этнических общностей Севера, Сибири и Дальнего Востока России. Пожалуй, на земле нет другого народа, который бы при своей весьма небольшой численности обитал на площади 7 мл.кв.км.– от Енисея до Дальнего Востока и от Северного Ледовитого океана до Китая и Монголии.


Название села возникло от эвенкийского слова «бом» — ущелье, узкая долина, преграда, препятствие в пути.

В 1930 г. село Бомнак стало центром образованного Зейского-Учурского района Читинской области.  Здесь состоялся первый съезд туземных Советов, избравший представительный орган власти. В это же время была открыта школа, в которой могли  учиться дети оленеводов и охотников.

В 50-е годы XX века Бомнак стал относиться к Зейскому району. В эти годы, начиная с 1953 – 1959 началось переселение.  Около восьмисот эвенков переехали в Бомнак из Огорона, Покровска, Иракана, Унахи и Пионера, расстояние до которых составляло от 40 до 300 км.  В этот период для них были построены дома, организован  оленеводческий  совхоз «Ударник», лисоферма,  средняя школа, дом культуры, библиотека, больница, детские дошкольные учреждения, отделение связи и аэропорт.


Аэропорт с. Бомнак

За кочевой образ жизни эвенков этнографы XIX в. прозвали таежными цыганами. Они активно перемещались по тайге в поисках новых охотничьих угодий, перевозя с собой на оленях чумы и домашнюю утварь. Оседлое проживание появилось лишь с приходом советской власти, но, несмотря на эти перемены, этот народ и сегодня продолжает жить той  же жизнью, что жил сотни веков назад.

Издревле эвенки занимались охотой, рыболовством и оленеводством. На протяжении столетий они жили родами, во главе каждого из которых стоял вождь. Были развиты формы коллективного распределения и взаимопомощи. Например, до XX века сохранился обычай «нимат», обязывающий охотника отдавать часть добычи сородичам. Каждый эвенк знал свою родословную и всегда оказывал предпочтение своему сородичу.



Богатство эвенка исчислялось количеством оленей. Не зря гласит старая эвенкийская пословица:  «Нет оленя – нет эвенка». Олень для эвенка – это не просто домашнее животное, средство передвижения и источник пищи, а символ благополучия и достатка рода.

Облегающая распашная одежда, переносной конический чум, легкая каркасная лодка (кожаная и берестяная), верховое оленье седло, вьючная сума, приверженство шаманизму и анимистическое мировоззрение (вера в одушевлённость всей природы) — вот основные черты жизни эвенкийского народа.

Традиционное жилище эвенков – чум – конический шалаш из жердей, покрываемый зимой оленьими шкурами, а в летнее время берестой. При перекочёвках каркас оставляли на месте, а материал для покрытия чума брали с собой. Зимние стойбища эвенков состояли из 1-2 чумов, летние – от 10 и более благодаря частым праздникам в это время года.


Традиционной отраслью  хозяйствования коренных малочисленных народов Севера является оленеводство, промысловая охота, рыболовство и сбор дикорастущего сырья. Кроме этого, хорошо развиты художественная резьба по кости и дереву.  Мужчины занимаются изготовлением изделий из дерева (лодки-долбленки, нарты, лодки-берестянки), а также из кости и металла. Женщины выделывают шкуры, шьют из них одежду, обувь, покрышки для чума, предметы домашнего обихода.




Эвенки занимаются не только традиционными для кочевых народов видами деятельности, но являются отличными следопытами и проводниками. Одним из таких был Семён Григорьевич Трифонов по прозвищу «Улукиткан» оказавший неоценимую помощь Григорию Анисимовичу Федосееву. Во время экспедиций по суровой тайге Улукиткан стал не только   незаменимым помощником, но и другом, о чем Федосеев напишет в своих книгах…

Улукиткан и Г. А. Федосеев

Н. Лиханов и Улукиткан

Николай Лиханов,Улукиткан, Григорий Федосеев, Василий Мищенко на реке Мае, 1949 год.

В настоящее время население с. Бомнак насчитывает около 430 человек. В селе проживают представители эвенкийских родов: Бута, Буллот и Канагир. Национальный состав, помимо коренных жителей — эвенков, представлен русскими, украинцами, белорусами, татарами, ненцами, якутами, ульчами и чукчами.

День оленевода в селе Бомнак

В селе установлены три памятных знака: памятник сельчанам, погибшим во время войны, стела, установленная к «100-летию Бомнака», и всем известный памятник писателю-геодезисту Григорию Федосееву и его проводнику — эвенку Улукиткану.

Могила Улукиткана

Памятник Г. А. Федосееву и Улукиткану в с. Бомнак

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.