Краеведческий музей

12 марта 1965 года, Зейский райисполком вынес решение о создании в городе народного музея на базе музейной комнаты детского дома. Первыми экспонатами его стали материалы музея краеведения детского дома и школы имени А.С. Пушкина. Тот музей существовал только усилиями энтузиастов – Марьясова В.А., директора Зейского детского дома, председателя совета музея, Валюмса Я.А. учителя географии школы имени А.С. Пушкина, Т. Симененко, Э. Лакстигал, П. Сверкунова и др.

Музею было отведено одно из старейших зданий города. В прошлом – китайская закусочная, построенная в 1911 году, в 30-е годы – столовая школы механизации, позднее в здании размещался архив.

Под руководством Симененко Т.П. и при активном участии инициативной группы была оформлена первая экспозиция общественного музея, в которой была отражена история развития Зейского района. Уделялось внимание расширению и систематическому обновлению экспозиции, проводились научно-просветительская работа с населением через беседы, лекции, экскурсии, проводились встречи с партизанами и участниками Великой Отечественной войны.

С 1979 года начинается новая страница в жизни музея на общественных началах. Завершилось строительство первенца Дальневосточной энергетики Зейской ГЭС. Чтобы память о героических буднях гидростроителей вечно жила в сердцах людей, руководство стройки во главе с начальником строительства Шохиным А.М. добились открытия в городе музея истории строительства Зейской ГЭС. В январе 1979 года, открыв в городе музей строительства Зейской ГЭС, тогда народный музей, естественно влившись в музей Зеягэсстроя, приобрел статус филиала областного краеведческого музея им. Г. Новикова-Даурского. Музей возглавила Панасенко А.И. – учитель истории средней школы №3.

С 1981 года музей стал самостоятельным, он перестал быть филиалом Амурского областного краеведческого музея.

В фондах музея на сегодняшний день хранится 21869 предметов их них основного фонда – 16008 предметов, научно-вспомогательного 5861 предмет. Собран обширный материал, отражающий различные этапы строительства Зейской ГЭС, предметы декоративно-прикладного творчества, предметы истории развития техники, большое количество фотографий и документов участников Великой Отечественной войны, награды, предметы нумизматики, документы по истории золотодобычи в Зейском районе и т.д.

В музее хранятся такие экспонаты как костюм шамана, бубен, головной убор шамана переданные правнуком эвенкийского шамана Яковлевым И.И. из рода Буллёт, костюм переселенки из Украины, иконы, монеты.

Постоянными экспозициями являются такие как «История города Зеи и Зейского района». Эта экспозиция своими предметами расскажет о переселенцах. Из села Николаевка семьями Чуян и Буяло переданы уникальные переселенческие предметы: свитка чёрная, расшитая бархатом, сорочка украинская подвенечная с вышивкой, рушники, гребни для чесания льна. Замечательная экспозиция «Природа Зеи заповедной» экспонатами этой экспозиции являются чучела животных и птиц, которые обитают в Зейском районе.

Кроме экспозиций в музее представлены выставки: посвящённые коренным жителям Зейского района – эвенкам, замечательному писателю Г.А. Федосееву, участникам Великой Отечественной войны, воинам интернационалистам.

В музее ежемесячно проводятся встречи с интересными людьми города: художниками, ветеранами войны и труда, литераторами, воинами – интернационалистами, краеведами, работниками культуры. Музей проводит презентации книг Зейских писателей, таких как Абоимова Н.И., Чапковского Ю.К., Федосеевские чтения, встречи с пострадавшими от политических репрессий.

Интересным является костюмированные мероприятия. Учащиеся начальных классов и воспитанники детских садов встречают персонажи из сказок и с удовольствием участвуют в викторинах. Проведение таких мероприятий становятся более доступным объяснением информации для детей.

Экологические уроки проводятся сотрудниками музея в помощь преподавателям средних школ. Тематика урока выбирается произвольно или задаётся преподавателем. На уроках более подробно и широко раскрывается тема узкой направленности, делается привязка к местности, акцентируются природоохранные вопросы.