Выставка «Под небом голубым» к 100-летию гражданской авиации

9 февраля 1923 года Совет труда и обороны принял постановление «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации».  Эта дата считается днём рождения гражданской  авиации, которая 9 февраля отпразднует свой юбилей.

История аэропорта города Зеи является неотъемлемой частью истории гражданской авиации Российской Федерации.

В 1933 году в областном центре организовался отряд самолетов ПО-2, созданный под руководством Николая Поликарпова, которые  совершали пассажирские и почтовые перевозки  в районные центры Амурской области. Труднодоступные северные районы области с  неразвитой транспортной структурой, как никто другой нуждались именно в обеспечении воздушной системы.

1936 год, открыты аэродромы в Дамбуках, Зее и Тыгде.

В 1938 году назрел вопрос о строительстве аэропорта в северной окраине города Зеи. Аэропорты малых воздушных авиалиний  мало чем походили на современные аэропорты. Площадка размером 300х400м для самолетов ПО-2, здание аэровокзала, стоянки-вот и все, что наименовалось аэропортом.

Первым начальником зейского аэропорта назначен человек с оригинальной фамилией – А. Е. Некогда, командиром звена Афанасьев.

Одновременно в поселке Ясном для снабжения отдаленных  золотодобывающих приисков,  было организовано звено самолетов ПО-2 из 15-и самолетов. Командиром звена был назначен П.П. Петренко.  Работа аэропортов была бесперебойной, т.к они  обеспечивали всем необходимым  прииски Дамбуки, Октябрьский и Ясный. Работы для  летчиков и техников было много. Если в Дамбуках была площадка, то в Бомнаке приходилось зимой садиться на лед, а летом грузы и почту сбрасывать  с воздуха на землю.

1941 год, грянула Великая Отечественная война. Многих летчиков призвали в армию, но аэропорт продолжал работу. В 1942 г. начальником аэропорта был назначен Василий Иванович Евтушенко, вернувшийся с фронта после тяжелого ранения. (В этой должности он проработал 36 лет из общих 44-х, отработанных в авиации.   Слева направо: П.М. Пасечный, Б. Кутузов, В.С. Харченко, В.Г. Васильев,   Г. Руденко, В.М. Евтушенко, Коваленко. Фотокопия 1948 г.

Нехитрое хозяйство, переданное под его начало составлял небольшой домик и «тепляк для самолетов». Несмотря на тяжёлые условия, он находил средства, тем самым расширяя материальную базу аэропорта.  За два года было построено Здание радиостанции, метеостанции и гараж, летчики работали до изнеможения. Все для фронта — все для Победы….

Основными помощниками Василия Ивановича были: Владимир Сидорович Харченко — старший техник, автомеханики: Дорощенко, Кутузов и Панусов.

В 1944 г., летное поле было расширено до размеров 1000х300 метров, в результате чего здесь могли садиться все типы самолетов того времени. В послевоенное время развитие авиации шло быстрыми темпами, и Зейский аэропорт превратился в важнейшую воздушную гавань Амурской области. Для обеспечения потребностей народного хозяйства использовались не только маленькие По-2, но и флагман Аэрофлота того времени самолет ЛИ-2, объем пассажирских перевозок составлял 3-5 тыс. человек в год.Слева направо: К.И. Панусов,  П.А. Никитин, В. Губарев, П.М. Пасечный, Н.А. Татаринцев.        Фотокопия 1949 г.

В начале 50-х гг. развитие аэрофлота было стремительным. На местные воздушные авиалинии вышли самолеты АН-2. Один из таких получил Зейский аэропорт. Командиром звена был  Константин Владимирович Стрелков, который проработал  в Зейском аэропорту до 1979 года.

Слева направо группа авиатехников: П.А. Никитин, Я.И. Тесленко, И.И. Калиненко, В. Демьяненко, П.М. Пасечный. Фотокопия 1950 г.

Слева направо: П.М. Пасечный и П.А. Никитин. Фотокопия 70-х гг.

Объем перевозок увеличивался с каждым годом. Теперь уже с аэропорта Зеи было налажено прямое сообщение с городами Благовещенск, Свободный, Хабаровск (рейсы совершал Ил-14).

Аэропорт «Зея». Фотокопия 1953 г.

В 1964 году по решению Партии развернулось строительство Зейской  ГЭС, и старый аэропорт уже не мог удовлетворить возросших требований, нужен был новый аэропорт  с искусственной взлетной полосой.

Строить новый аэропорт в черте города было нельзя, поэтому принято решение  развернуть строительство нового аэропортового комплекса на берегу реки Зеи в 12 км от города. В 1969 году новый аэропорт начал осуществлять полеты. Комфортабельный ЯК-40 связал город Зею  с  Благовещенском. В течение 10 лет аэропорт Зея развивался стремительными темпами. По маршрутам  Хабаровск, Благовещенск, Тында, Чегдомын, Чита, Иркутск пассажирские перевозки осуществлял  самолет ЯК-40. В аэропорту  Зея и приписных к нему аэропортах на тот момент работало 262 человека.

Встреча делегации в аэропорту «Зея». Фотокопия 1970 г.

В июне 1978 г. во главе порта становится Анатолий Петрович Васильев. Наступает бум авиационных перевозок. Ежегодно обслуживается до 100 тысяч пассажиров, перерабатывается более 5 тысяч тонн грузов и 300 тонн почты.

А. П. Васильев. Фотокопия 1980 г.

1980 г. началось строительство аэровокзального комплекса и удлинение взлётно-посадочной полосы (ВПП), длина которой составила 1650 м. В 1987 году новое здание аэровокзала начинает свою работу.

С 1990 г.   начальником аэропорта Зея становится  Сергей Маркович Чигрин, который внес значительный личный вклад в обеспечение технической готовности подведомственных муниципальных аэропортов Зейского района и координацию их работы.

С.М. Чигрин. Фотокопия 2000 г.

Аэропорт строился и развивался, но с наступлением эпохи реформ настала пора длительного затишья, т.к. большим спросом у населения пользовалась железная дорога.

На посадку! Фотокопия 1978 г.

Наступили тяжёлые времена, но борьба за сохранение предприятия не угасала.

Сотрудники аэропорта «Зея». Фотокопия 1978 г.

Коллектив аэропорта «Зея». Фотокопия 1980 г.

Женский коллектив отдела перевозок. Фотокопия 1980 г.

В 1997 году создаётся МУП «Аэропорт «Зея», в состав которого вошли базовый Зейский аэропорт и 7 приписных аэродромов в северных посёлках района. Функционирование нового предприятия поддерживается благодаря администрации города, т.к.  содержание его было дорогим. Тем не менее,  создаётся необходимость вылетов,  частотой 3-4  раза в месяц т.к. некоторые населённые пункты отрезаны от мира из-за разливных рек. Многие сотрудники выполняют  обязанности, возлагавшиеся ранее на двоих, а то и на троих.

Коллектив аэропорта «Зея». Фотокопия 90-х гг.

В 2006 году руководство Амурской области предложило Сергею Макаровичу возглавить всю оставшуюся группу малых аэропортов области: Зея, Тында, Экимчан, Береговой, Хвойный, Горный, Бомнак, Октябрьский и Февральск в форме Государственного учреждения Амурской области.  Директором аэропорта «Зея» назначили Александра Тафатулина, который проработал в этой должности до 2018 г., после чего ушел на пенсию.

А.Ф. Тафатулин. Фотокопия 2016 г.

Спустя время возобновляются социально значимые рейсы в Береговой, Хвойный, Бомнак, Октябрьский а  так же  рейсы Благовещенск – Зея – Тында.

В 2012 году аэропорт «Зея» вошёл в состав федерального казённого предприятия «Аэропорты Приамурья».

А. Э. Якомас, руководитель аэропорта «Зея». Фотокопия 2000-х гг.

В настоящее время руководителем аэропорт «Зея» является Альберт Эдуардович Якомас, который занимает эту должность с 2018 года.  Аэропорт «Зея» является составной частью системы гражданской авиации. Из аэропорта выполняются рейсы в города Благовещенск, Хабаровск, Иркутск и другие населённые пункты. Осуществляется прием воздушных судов типа Ан-2, Ан-3, Ан-28, Л-410, Cessna-208, Ан-24, Як-40, Ан-38, Ан-26, Ан-30, Ан-32, Ан-72, Ан-74, Falkon F-900, DHC8-300, DHC8-400, АН-148,  а также вертолетов всех типов в дневное время суток.

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.