«Золотоносный край родной»

Зейский район – самый большой в Амурской области. Он охватывает территорию в 87,5 кв. километров. Золото – главное богатство недр Зейского района. Благодаря открытию здесь золотоносных месторождений стал осваиваться глухой таёжный край, появился и наш город Зея – столица этого края. Ещё в конце 19 века стали говорить об истощении золотых запасов, но всё же золото продолжают добывать в немалых количествах. Труд золотодобытчика очень нелёгок, связан со множеством трудностей и лишений. В Зейском районе добычей золота занимаются более 20 золотодобывающих предприятий, небольших старательских артелей и старателей одиночек.

Николай Павлович Аносов, горный инженер.

История золотодобычи уходит вглубь веков. Вряд ли кто из исследователей сможет точно указать на время и место впервые найденного в наших краях желтого металла. Рассказывая об открытии золота в нашем районе, историки обычно говорят, что промышленное золото здесь открыл горный инженер Н. П. Аносов.

Открытие Аносовым первой россыпи, пригодной для разработки, произошло в 1858 году в бассейне ручья Кинляндяк, впадающего в Купури. Эта находка впоследствии породила легенду об аносовском Золотом Кладе. Множество поисковых партий позже будут направлены в этот район. И лишь много лет спустя, в начале 21-го века, геологическая партия старательской артели «Зея», возглавляемая Н. Г. Коробушкиным, подтвердит, что небольшая кинляндякская россыпь действительно содержит золото промышленного содержания.

На первых амурских приисках. Конец 19-го века.

В 1865 году в Приамурье царским указом была разрешена добыча золота. К этому времени Аносов ушёл с государственной службы и поступил на службу одному из наиболее крупных сибирских золотопромышленников, Д. Е. Бенардаки. В 1866 году он подал первые заявки на открытие приисков в долине р. Янкан, притока Ольдоя, и р. Джалинда, впадающей в р. Уркан системы р. Зеи.

Прииск «Васильевский». Начало 20-го века

А в 1868 году с установленной на Васильевском прииске бочечной машины сняли первое золото, добытое Верхнеамурской золотопромышленной компанией. В первый же сезон добычи Васильевский прииск окупил значительную часть первоначальных затрат – из недр было извлечено более 800 кг золота. На одном только прииске Васильевском до конца 19-го века добыли более 20 тонн золота…

Амурские старатели. Начало 20-го века.

В 1871 году П. П. Аносов открыл промышленные россыпи в бассейнах Нижнего и Верхнего Мынов. Уже в 1873 году разработки открывшихся здесь приисков стала вести Среднеамурская золотопромышленная компания, основанная золотопромышленником Н. Аносовым совместно с Бенардаки. В 1874 году Николай Аносов совместно с инвестором Ф. И. Базилевским организовал на р. Ниман, одном из притоков Верхней Буреи, Ниманскую золотопромышленную компанию. В 1873–1874 годах поисковые отряды Верхнеамурской компании, руководимые А. И. Нерпиным сделали ряд заявок в бассейне р. Зеи. Вслед за этим произошло образование целого ряда компаний Сабашниковых–Шанявских: Зейской (1877 г.), Верхнезейской (1877), Моготской (1880), Джалонской (1883), Иликанской (1886). После смерти компаньона-руководителя А. Л. Шанявского прииски были проданы, а компании прекратили своё существование.

Золотодобыча в Амурской области. Начало 20-го века.

Как бы то ни было, но открытие главных золотопромышленных районов области состоялось в течение одного десятилетия. Потом последуют и другие открытия, но эти, к которым так или иначе оказался причастным Н. П. Аносов, так и останутся наиболее значительными.

Золото, добытое на зейских притоках, сыграло немалую роль и в жизни обеих российских столиц – Москвы и Санкт-Петербурга, где были построены роскошные особняки амурских золотопромышленников. На это золото были открыты Народный университет имени А. Шанявского и «Издательство братьев Сабашниковых».

Крупные золотопромышленные компании внедряли на своих приисках самое современное горнопромышленное оборудование, в первую очередь – бочечные машины, приводимые в действие паровыми двигателями, т. н. локомобилями. Кроме того, золотопромышленность стала мощным стимулом для развития речного транспорта, поскольку была постоянная потребность в доставке больших объёмов грузов и пассажиров – нанимаемых на прииски сезонных рабочих.

Старатели на приисках. Начало 20-го века.

Ещё более золотопромышленность способствовала развитию сельского хозяйства. Казаки, крестьяне, переселенцы получали не только земельные наделы, но и стабильные рынки сбыта своей продукции. Работавшие прииски нуждались и в мясе, и в крупах, и в овощах, а более всего – в лошадях и фуражном зерне, и хваткие крестьяне становились содержателями извозов, торговцами, а то и золотодобытчиками.

Вначале добыча золота велась с использованием хозяйственного способа добычи, когда  начисление заработной платы рабочим велось в соответствии с выработанными часами. Позже всё шире распространяться золотничный способ. На выработанные хозспособом площади допускались артели «лоточников», которые отыскивали золото, утерянное в процессе промывки песков бочечными машинами или кулибинками. Лоточники сдавали владельцу прииска оговоренную часть добычи, а остальным золотом распоряжались по своему разумению.

Золотодобыча в Амурской области. Начало 20-го века.

Золотничный способ привлёк на левый берег Амура большое количество китайцев, которые стремились добытое золото перенести через границу и продать на своей родине. Неслучайно в начале девяностых в печати стали появляться тревожные статьи о мельчании золотого промысла и об утрате очень большой части добываемого. Но истощение россыпей старых приисков вынуждало золотопромышленников направлять поисковые партии в более удалённые районы. Так,  в конце 19-го века были открыты  Сугджаро-Токский и Унья-Бомский золотопромышленные районы в бассейне Верхней Зеи, а также Гилюйский район.

В 1902 году с  принятием закона о свободном обращении золота начался следующий этап дальневосточной золотопромышленности.  В 1920 году он завершился полной сменой собственников приисков с последующим установлением государственной монополии на золотодобычу.

Лоток для промывки золота. Начало 20-го века.

Принятый закон о свободном обращении золота был призван оттянуть часть добываемого золота из нелегального оборота, которое большей частью «уплывало» в Китай. С той же целью сначала в Благовещенске, а затем и в Зее были открыты золотосплавочные лаборатории, куда можно было сдавать намытое золото. Вообще для этого этапа характерно окончательное мельчание золотого промысла: приисковладельцы стремились извлечь выгоду не столько от золотодобычи, сколько от торговли. И лишь единицы из тех, кто добывал золото в этот период, стремились к развитию производства. В том числе – Верхнеамурская компания, которая продолжала поиски в новых районах и предпринимала попытки внедрения инновационных методов, в частности, в 1912 г. на Сомнительном прииске впервые применила гидравлический метод разработки россыпей.

Дражная добыча золота. 21-й век.

В применении механизации ещё более продвинулся П. В. Мордин, организовавший доставку в Приамурье оснащённых черпаками драг голландского производства. В 1914 г. в работу им была пущена первая драга на Златоустовском прииске, в 1916-м и 1917-м вступили в эксплуатацию ещё две в районе Верхней Селемджи. Пионером дражной добычи в Приамурье была Верхнеамурская компания. Именно она по инициативе главноуправляющего А. И. Нерпина запустила на Воскресенском прииске (р. Уруша) самую первую в регионе драгу.

В этот период произошли открытия новых золотопромышленных районов: Нюкжинского (система р. Уркимы),  прииска Пионер (Тыгдо-Улунгинский район).

В апреле 1918 г. было объявлено о национализации приисков, что привело к скорой гибели золотопромышленности. Горные комитеты не справились с возложенной на них задачей организации «народной» золотодобычи. Большая часть приисков опустела, а тысячи «вольностарателей» стали скапливаться в недавно открытых приисковых районах на рр. Бире и Улунге. Появились артели с революционными названиями: «Интернационал», «Карл Маркс», «Красная Звезда», но в казну нового государства – Дальневосточной республики – золото поступать перестало.

В 20-х, 30-х гг. 20 века золотодобыча пережила тяжёлый кризис. Её уровень снизился до нескольких килограммов в год.

В те годы в Амурской области работали как   новые, так и отремонтированные драги. Строились и вводились в эксплуатацию гидравлики. Стали применяться одноковшовые экскаваторы-«паролопаты». В приисковые управления стали поступать автомобили и тракторы, а после войны и автомобили зарубежного производства. Практически повсеместно на приисках освоили кустарное производство малолитражных драг. Остро стояла кадровая проблема. Это стало стимулом для применения подневольного труда: на всех приисках треста были построены лагерные пункты и т. н. спецпоселения. С 30-х и до начала 50-х гг. заключённые работали на самых отдалённых участках, где не было ни машин, ни дорог.

Прииск «Октябрьский». 1930-е гг.

Преодолеть упадок помогло открытие золота на реке Деп, где в 1935 году был основа Яный прииск, а затем – богатейших месторождений в системе реки Гарь. Здесь в 1937 году начались добыча золота и строительство базового посёлка крупного Золотодобывающего предприятия «Прииск Октябрьский», который стал тогда одним из крупнейших предприятий треста и позволил Амурской области в 1941 году выйти на рекордный уровень годовой добычи золота – 9 т 113 кг (из которых 7 т 725 кг добыты старателями). Этот рекорд был побит только в 1986 году, когда добыча составила 9 т 587 кг.

Прииск «Октябрьский». Съёмка золота на гидравлике. 1930-40-е гг.

Смерть И. В. Сталина в 1953 г. и крах системы ГУЛаГа  усугубили положение: закрылись лагеря, «спецконтингент»  стал массово покидать места ссылки и дальние участки были закрыты как нерентабельные. Это привело к общему снижению уровня добычи.  В 60-х  начался рост уровня золотодобычи, обусловленный вводом в эксплуатацию новых драг. В течения десятилетия этот уровень поднялся с 5,1 т в 1961 году до 7,3 т в 1970 г.

70-е гг. в Амурской области стали годами возрождения старательской добычи. Артели обязательно имели бульдозеры и автомобили, а промывку золота вели на гидромеханизированных промывочных приборах с использованием центробежных насосов и передвижных электростанций. Старательские артели новой формации закреплялись за конкретными приисками, в кассу которых поступало добытое ими золото.

Прииск «Дамбуки». Драга 220. 1970-е гг.

На 70-е гг. пришлась реорганизация центра «Амурзолото», основными подразделениями остались прииски Дамбукинский, Октябрьский, Селемджинский, Соловьёвский и Харга. В 1988 г. был взят заветный рубеж – добыча драгоценного металла составила  10 т. В связи с происходящими в государстве изменениями — курсом на перестройку – старательские артели получили возможность техперевооружения.

В 80-е годы близился конец  государственной добыче золота. В 1985 г. в недрах «Амурзолота» родился документ – «Программа развития добычи золота в Амурской области на 1986–1990–2000 гг», который должен был вывести золотопромышленность из кризиса. Но вывели её, как потом оказалось, частная собственность на средства производства и переориентация на коренное золото.

Прииск «Соловьёвский». 2010-е гг.

Выход из кризиса самой промышленности оказался смертельным для многих её участников, Бывшие госпредприятия – прииски – были вынуждены пройти процедуру приватизации и акционирования. Лишь один только Соловьёвский прииск, став акционерным обществом, сумел не только удержаться в новом своём качестве, а даже улучшить впоследствии свои позиции.

В эти годы происходили многочисленные преобразования в структуре управления приисками, расколы и ликвидации акционерных обществ. Прекратил существование обанкротившийся Октябрьский прииск, не справился с экономическими проблемами Селемджинский прииск. А прииск Дамбуки, на котором также произошла смена руководителя, в борьбе за выживание потерял слишком много сил и независимость. Из бывших государственных предприятий только Харгинский прииск (кроме Соловьёвского) в результате трудной борьбы за существование сумел выжить, став закрытым акционерным обществом «Хэргу».

Количество золотодобывающих предприятий, преимущественно в форме товариществ с ограниченной ответственностью, стало быстро увеличиваться. Уже к 1995 году только действующих предприятий насчитывалось семьдесят два. Сначала это увеличение положительно сказалось на уровне добычи золота, поднявшемся к середине десятилетия до 12,4 т. (рекорд десятилетия) против 10,1 т в 1991 г. Но затем уровень добычи стал снижаться и всё большее количество золотопромышленных предприятий — закрываться. Одна из главнейших причин – резкое падение мировых цен на золото и гиперинфляция внутри страны. И лишь отказ от дальнейшего сдерживания курса рубля, дефолт, приведший к резкому удвоению цены золота, спас золотопромышленность от надвигающегося краха. Но заметная часть предприятий по добыче золота до этого момента просто не дожила.

Покровский рудник. 2010 г.

В девяностых годах началась история одного из крупнейших на сегодняшний день предприятий «Покровский рудник». В 1992 г. новое золотодобывающее предприятие с таким названием произвело вскрышу рудного тела, и в прессе появились сообщение о начале работ на Покровке. Но работы эти, начатые без лицензии, были остановлены. И в 1994 г. право на отработку Покровского месторождения приобрела компания «Петропавловск».

Амурская область на протяжении последних десятилетий успешно осуществляет наращивание производства золотодобычи. Это стало возможным благодаря большим запасам месторождений золота в регионе.  Ввиду постоянного роста цен на золото, золотодобывающая промышленность в Амурской области показывает  положительную  динамику производства. Золотые прииски области приносят существенную прибыль в федеральный бюджет. И, несмотря на то, что лидером в производстве пока является Петропавловск, свою нишу второго по величине золотодобывающего региона оправдано занимает Амурская область.

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.