Выставка «Уголок земли эвенкийской»

Эвенки одна из многочисленных этнических общностей Севера, Сибири и Дальнего Востока России. Пожалуй, на земле нет другого народа, который бы при своей весьма небольшой численности обитал на площади 7 мл.кв.км.– от Енисея до Дальнего Востока и от Северного Ледовитого океана до Китая и Монголии.

Жители с .Бомнак. XIX в.

За кочевой образ жизни эвенков этнографы XIX в. прозвали этот народ таежными цыганами. Эвенки, называвшиеся ранее тунгусами, активно перемещались по тайге в поисках новых охотничьих угодий, перевозя с собой на оленях чумы и домашнюю утварь. Оседлое проживание появилось лишь с приходом советской власти, но, несмотря на эти перемены, этот народ и сегодня продолжает жить той  же жизнью, что жил сотни веков назад.

В тайге.XX в.

Издревле эвенки занимались охотой, рыболовством и оленеводством. На протяжении столетий они жили родами, во главе каждого из которых стоял вождь. Были развиты формы коллективного распределения и взаимопомощи. Например, до XX века сохранился обычай «нимат», обязывающий охотника отдавать часть добычи сородичам. Каждый эвенк знал свою родословную и всегда оказывал предпочтение своему сородичу.

Богатство эвенка исчислялось количеством оленей. Не зря гласит старая эвенкийская пословица:  «Нет оленя – нет эвенка». Олень для эвенка – это не просто домашнее животное, средство передвижения и источник пищи, а символ благополучия и достатка рода.

Облегающая распашная одежда, переносной конический чум, легкая каркасная лодка (кожаная и берестяная), верховое оленье седло, вьючная сума, приверженство шаманизму и анимистическое мировоззрение (вера в одушевлённость всей природы) — вот основные черты жизни эвенкийского народа.

Традиционное жилище эвенков – чум – конический шалаш из жердей, покрываемый зимой оленьими шкурами, а в летнее время берестой. При перекочёвках каркас оставляли на месте, а материал для покрытия чума брали с собой. Зимние стойбища эвенков состояли из 1-2 чумов, летние – от 10 и более благодаря частым праздникам в это время года.

Чум — традиционное жилище эвенка

В нашем краю эвенкийские племена расселились на севере Зейского района, в с. Бомнак.  В переводе с эвенкийского: бом — ущелье, узкая долина, преграда, препятствие в пути. Село расположено  в 280 км к северо-востоку от районного центра, на северном берегу Зейского водохранилища.

с. Бомнак. Вид сверху. 2015 г.

История села в этом году насчитывает 130 лет! Образовано оно в 1889 г., когда золотоискатели облюбовали красивый берег реки Бомнак. Существует  две версии образования села. По одной из них Бомнак образовался как перевалочная база, через которую к старателям доставляли по р. Зее на Сугджарский и Унья – Бомский прииски грузы, инвентарь, продукты, одежду и другие необходимые предметы быта. По другой версии село сформировалось 19 июня 1909 г. М.И. Сумгиным как метеопост .

В 1930 г. село Бомнак стало центром образованного Зейского-Учурского района Читинской области.  Здесь состоялся первый съезд туземных Советов, избравший представительный орган власти. В это же время была открыта школа, в которой могли  учиться дети оленеводов и охотников.

В 50-е годы XX века Бомнак стал относиться к Зейскому району. В эти годы, начиная с 1953 – 1959 началось переселение.  Около восьмисот эвенков переехали в Бомнак из Огорона, Покровска, Иракана, Унахи и Пионера, расстояние до которых составляло от 40 до 300 км.  В этот период для них были построены дома, организован  оленеводческий  совхоз «Ударник», лисоферма,  средняя школа, дом культуры, библиотека, больница, детские дошкольные учреждения, отделение связи и аэропорт.

На берегу с. Бомнак. 2016 г.

Традиционной отраслью  хозяйствования коренных малочисленных народов Севера является оленеводство, промысловая охота, рыболовство и сбор дикорастущего сырья. Кроме этого хорошо  развиты художественная резьба по кости и дереву.  Мужчины занимаются изготовлением изделий из дерева, кости и металла, лодки-берестянки, лодки-долбленки и нарты. Женщины выделывают шкуры, шьют из них одежду, обувь, покрышки для чума, предметы домашнего обихода и многое другое.

Эвенкийский рубанок.

Эвенкийский самострел.

Мастерица по выделке шкур с. Бомнак. 2015 г.

Кожаная сумка для хранения женских инструментов.

Эвенки, занимаются не только традиционными для кочевых народов видами деятельности, но  являются отличными следопытами и проводниками. Одним из таких был Семён Григорьевич Трифонов по прозвищу «Улукиткан» оказавший неоценимую помощь Григорию Анисимовичу Федосееву. Во время экспедиций по суровой тайге Улукиткан стал не только   незаменимым помощником, но и другом, о чем Федосеев пишет в своих книгах…

Улукиткан и Г.А. Федосеев (слева направо) с. Бомнак. 1950-е гг.

В настоящее время население с. Бомнак насчитывает около пятисот человек. В селе проживают представители эвенкийских родов: Бута, Буллет и Канагир. Национальный состав, помимо коренных жителей — эвенков, представлен русскими, украинцами, белорусами, татарами, ненцами, якутами, ульчами и чукчами.

Национальные костюмы эвенков. Автор: Елена Исакова.                      с. Бомнак, 2015 г.

Жительницы с. Бомнак. 2018 г.

В селе установлены три памятных знака: памятник сельчанам, погибшим во время Великой Отечественной войны, стела установленная к «100-летию Бомнака», и всем известный памятник писателю-геодезисту Григорию Федосееву и его проводнику — эвенку Улукиткану.

Памятник сельчанам, погибшим во время Великой Отечественной войны (слева). Стела установленная к «100-летию Бомнака» (справа.)

Памятник писателю-геодезисту Григорию Федосееву и его проводнику — эвенку Улукиткану. с. Бомнак, 2017 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.